Сарасвати («богатая водами», букв. перевод — «текущая река») — в индуизме богиня мудрости, знания, супруга Брахмы. Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.
Сарасвати — богиня, созданная из мантр, она произносит слова, которые создают миры.
Через нее проявляется любой звук и обретает форму. Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово.
Мир Сарасвати — это мир красоты и совершенства, созданный вдохновением художников, музыкантов, прозрением философов.. Она связана с плодородием и очищением. Ее белые одежды олицетворяют знания и чистоту, лотос и четки указывают на ее связь с духовными знаниями и ритуальными практиками.. Обращающимся к ней она дарует вдохновение и мудрость..
Сарасвати — Богиня-Муза. Она считается вечно девственной. Другие её имена — Вак, Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани. Сарасвати упоминается в Риг-Веде, ей посвящены три гимна как богине великой реки. В ведический период её почитают как очистительницу, защитницу и целительницу. Есть легенда, как она вместе с небесными врачевателями Ашвинами исцеляет потерявшего силу Индру.
После того, как древняя река пересохла или изменила русло, богиню Сарасвати перестали связывать с рекой, отныне она супруга Брахмы и покровительница искусств и наук. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари. Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падмасана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками.
В её руках:
• Cвященная книга Вед (пуштака) — символ науки.
• Чётки (акшамала) из белого жемчуга — символ духовности.
• Чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы.
• Вина — музыкальный инструмент, символ искусства.
Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса). На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и ее руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь (хамса), а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда ее изображают стоящей.