Dom
Мы в соцсетях

ЛАДА

lada

ЛАДА — одна из самых почитаемых, прекрасных богинь. Богиня красоты, мать четверых детей: Леля, т.е. любви, Полеля, или брака, порожденного любовью, Дидо (Деда) — божества счастливой семейной жизни и его супруги Дидилии — богини деторождения, без которого семейная жизнь не может быть по-настоящему полной. Лада воплощала в себе красоту и любовь, брак, семейное счастье и продолжение рода — воплощала гармонию благополучия человеческой жизни. Она покровительница женщин и девушек.

Изображалась Лада в виде молодой прекрасной женщины с золотистыми распущенными, струящимися по плечам волосами и венком из роз на голове, одетой в русскую одежду, опоясанную золотым пояском. В качестве украшений использовался жемчуг. За руку Лада держала младенца.
Богиня, отрока державшая в руке,
Являлась в бисерах и митровом венке;
У ней распущены власы, подобно злату;
За щедрости ея цветы приносят в плату.
Все безбрачные, желая получить счастье в будущем супружестве, приносили ей жертвы и возносили мольбы. Ритуальные обряды в честь Лады сопровождались ароматными курениями, песнями, хороводами, плясками и танцами вокруг кумира. Девушки бросали в воду цветы и перстни.
Девицы, окружив кумира в стройном чине,
Со умилением воспели честь богине:
«О, нашей юности хранящая цветы!
Дай, Ладо, мирное супружество нам ты!»
Мастики перед ней как облак воскурили,
И имя Ладино стократио повторили.
В то время возгремел кимвалов громких звук;
Девицы жертвенны, составив цепь из рук,
Когда произнесла приятный голос лира,
Плясанье начали при песнях вкруг кумира.
« Владимириада»
При этом жрецы и жрицы возлагали на головы наиболее красивых девушек Ладины венки (своеобразный Конкурс красоты).
С именем Лады связаны многие слова, выражающие любовь к другому человеку:
Ветр-ветрило! что ты, господине,
Что ты веешь, что на легких крыльях
Носишь стрелы в храбрых воев лады!
«Слово о полку Игореве»

Красота, гармония, продолжение жизни — свойства не только человеческого рода, но и всей природы. Соответственно и о Ладе нередко говорится как о Великой Ладе — «Ой, Дид-Ладо!» Здесь Лада выступает уже как Рожаница и природы, и рода человеческого, как богиня оживающей, растущей и рождающей природы. Ее имя связывается с приходом весны, с пахотой, с севом, с ростом и цветением растений. В молитвах к ней обращались с просьбами о приходе весны, о вызывании дождя, об обильном урожае.

Обряды, связанные с именем Лады, были довольно многочисленными. Ее славили во всех свадебных церемониях. В марте и апреле к ней, к Матери-Ладе, обращались с песнями, заклиная приход весны. Празднества в ее честь проводились первого мая. Ее воспевали на протяжении всех «зеленых святок» — с середины мая по 25 июня, т.е. по купальские праздники в период летнего солнцестояния, когда Купало как бы уходил из этого мира до следующей весны. Однако Ладу, в отличие от других богов, связанных с сезонными изменениями природы, никогда не хоронили.

Не подвергается сомнению тот факт, что Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома — это Макошь . В тоже время Лада — это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя, в тоже время, есть свидетельства, на основе которых многие исследователи полагают Ладу богиней брака (а вернее — миролюба, как говорили наши предки).

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда — с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета — зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами, как у ее скандинавского аналога — Фрейи. Лада — возвышенный образ женщины, которая, вероятно, вскоре станет Валькирией — помощницей и хранительницей Витязя.

В современной научной среде принято считать, что Лада — это фикция, появившаяся подобно богу Усладу из неграмотных переводов некоторых древнеславянских первоисточников на европейские языки. Однако люди ведающие и чтящие традиции своих предков прекрасно осознают, что эта грубая ложь направлена лишь на то, чтобы уничтожить исконную культуру самой древний и самой могучей расы, сражаться с которой в честном поединке равносильно самоубийству. Из тех исследователей, которые защищали статус Лады, как древнеславянской богини лета и любви, стоит упомянуть великого русского археолога, историка, академика РАН Бориса Рыбакова. Среди современных противников его теории вы не найдете ни одного русского имени. Человека неглупого это должно навести на определенные мысли.