«Кошка таинственна, загадочна и близка ко всему, что не дано постичь человеку. Она — душа древнего Египта… Сфинкс — ее двоюродный брат, и они говорят на одном языке, но кошка древнее Сфинкса и помнит то, что тот уже позабыл» — так писал в рассказе «Кошки Ултара» американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт.
Сюжет рассказа Лавкрафта таков: «В маленький городок Ултар приходит караван странников. Мальчик из табора — сирота Менес, играет с чёрным котёнком — единственным близким ему существом. В удалённой хижине, под старыми деревьями, живут старик со старухой, которые ненавидят котов.
На третий день котёнок Менеса пропадает. Мальчик в отчаянии возносит Богам странную и непонятную молитву. После ухода каравана ултарские коты убивают зловещих стариков».
«Темнокожие странники», среди которых был Менес, по описанию напоминают египтян: «повозки их украшали странные фигуры с человеческим торсом и с головами кошек, соколов, баранов и львов».
Кем был этот мальчик, носивший имя легендарного фараона Менеса – основателя I династии, объединившего Верхний и Нижний Египет?
Возможно, с тех давних пор египтяне и стали почитать кошку, как Богиню Баст, украшая гробницы фараонов иероглифическими надписями со значением «кошка» — «МАУ» или «МИУ». Баст или Бастет была у древних египтян Богиней радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага. Она изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий её изображали в виде львицы. Статуи Баст украшались ювелирными изделиями. Отец Бастет – Солнце, мать — Хатор — Луна, сестра — Богиня Неба Нут, брат — Бог – целитель Хонсу. Сын Бастет – Махес – Бог грозы, бури, тьмы и ветра.
Центром культа Баст, расцвет которого относится к XXII ливийской династии Бубастидов, был город Бубастис — «Святилище Бастет» — столица XX нижнеегипетского нома. Огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм Богини Бастет, был обнаружен археологами в конце XX века на востоке Саккары. В гробницах вельмож Нового царства, вырубленных в скалах, археологи обнаружили множество скелетов и мумий кошек. В катакомбах Бубастиона были погребены десятки тысяч животных. В Египетской «Книге мертвых» говорится, что Ра в облике рыжего кота под священным деревом сикоморой в Гелиополисе победил огромного змея Апопа — владыку подземного мира, олицетворявшего мрак и зло, и отрезал ему голову. В Древнем Египте ежегодно в честь Баст проводились торжества, которые сопровождались пением и танцами. Бубастис славился своими праздниками, где за один день выпивали больше пива, чем за год во всём Египте. Поэтому Баст ассоциировалась с божественным опьянением, танцами и музыкой.
Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр. Богиню плодородия часто изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, у её ног располагались четыре котёнка. Древние египтяне отождествляли Баст с Богинями Мут, Сехмет, Тефнут и Хатор. Подобно Сехмет, Баст называли Оком Ра. Баст — Ба-Аст — «душа Исиды». В позднее время культ Баст сблизился с культом Исиды. В храмах Исиды обычно держали кошек. В странах Европы и Ближнего Востока кошки появились вслед за строительством храмов Исиды. В одном из центров поклонения Бастет — Гелиополисе, была сооружена огромная статуя кошки, которая расширяла и сужала зрачки в зависимости от положения Солнца. Фараоны совершали жертвоприношения в храме Бастет. Жрецы заботились о кошках как о храмовых животных. Во время праздника Баст запрещалась львиная охота.
С того времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Из описания греческого историка Геродота известно, что египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. В память об умершей кошке хозяева пребывали в трауре, сбривали себе брови в знак скорби, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями.
В церемонии бальзамирования и погребения тел кошек принимали участие все члены семьи, по этому поводу совершались регулярные паломничества в Бубастис, где жрецы совершали церемонию захоронения. В могилу кошки клали кушанья и игрушки. Египтяне относились к Богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет. Этим объясняется исторический факт захвата царём персов Камбизом в 525 г. до нашей эры города — крепости Пелусий.
Царь долгое время осаждал город, который называли «ключом к долине Нила», и был вынужден отступить, но греческий солдат-перебежчик предложил Камбизу хитрость: к щитам солдат были привязаны живые кошки, и египтяне не отважились использовать свои копья и стрелы из опасения поранить священных животных. Великолепно защищенный город был захвачен персами без кровопролития.